Пара слов об экономике
Первый раз я создал организацию без малого 10 лет назад. Мы успели проработать около двух лет, правда бурно и с успехом: о нас писал и тогдашний PC Week, и отраслевая пресса. Но если занимаешься чем-то одним и не занимаешься другим - накрывается сразу всё. "Главный по тарелочкам" ушёл в структуры Газпрома, а мне одному было не вытянуть и новый web-проект (96й год, напоминаю!) и presale. В итоге, ввиду отсутствия наличия пришлось демонтировать вывеску. Сейчас, кажется, я могу поставить точный диагноз. А поскольку таких, как я - сотни и тысячи, и кто-то, возможно, прямо сейчас марширует под откос, то считаю своим долгом изложить.
Все организации умирают от одного и того же: недостаток средств. Можно писать фантастически эффективный код для задач управления производством и не получать от этого дополнительного притока денег. Можно писать кривой по меркам индустрии код для консалтинговых проектов и сносно при этом существовать. Проблема заключается в том, что редко кто правильно с самого начала выбирает уровень качества. Качество - это другое название для того, что называется трудозатратами. В 97м году мы написали ПО для создания виртуальных институтов. Использовали для этого VC++ 97 (ActiveX для страниц), VB5 (управление) и ASP. Сделано было хорошо. Всё заработало через 4 месяца после начала работы и заработало неплохо. Мы знали, что то, что делается - будет востребовано. Должно быть востребовано. Но - нет. Было сделано всего лишь несколько продаж. В академию СБ РФ, в пару институтов. Эти деньги не покрыли ничего. Мы, кажется, отпразновали первую продажу пиццей с пивом и это всё, ради чего 4 месяца работали, как проклятые. Наша беда тогда была в том, что, понадеявшись на глупую теорию "хороший товар продаёт себя сам", мы вообще не уделяли никакого внимания предпродажной работе. В самом деле. Если мы пишем отличный продукт, который мало кто может сделать - зачем нам все эти глупости толстожопых монстров: реклама там какая-то, переговоры. Да как только они услышат - нас завалят заказами! Но как они услышат?! Мы, кучка полусумасшедших молодых ребят, верили, что технология и качество решают все проблемы. Прошло 10 лет и я понимаю, что это не так.
Как-то сам не заметил, что увлёкся стендовой стрельбой. Пока что полное отсутствие времени мешает заняться этим серьёзно, но когда-нибудь... В начале мая, когда я пошёл на стенд первый раз, у меня случился запоминающийся разговор с инструктором.
- Саша, скажи, а вот прямо сразу надо покупать спортивное ружьё, экипировку?..
- Да ну, ты чё.
- Я просто смотрю - тут люди со специализированными вёслами ходят.
- Вот смотри. У тебя нормальный аппарат. На охоте - самое оно. И тут, чтобы понять смысл этих мероприятий - тоже вполне ничего. С ним ты сможешь стать КМС. А вот когда ты им станешь и твоими соперниками на соревнованиях будут одни и те же 10 человек, я имею в виду - на всех соревнованиях приличного уровня, вот тут тебе потребуется уже скачок в качестве инструмента. Он много не даст. 1-2 дополнительных попадания в серии. Но это та разница, которая отделяет 4е место от 1го. Понял?
- Вполне
Качество того уровня, которое Спольский называет "мастерством", нужно пускать в ход, когда вы уже закрепились в группе: в пятёрке, в десятке, в сотне. Это надо для продвижения наверх. Но чтобы попасть в группу - надо хотя бы дожить до момента перехода из дворовой команды во вторую лигу. Это вопрос денег. Вы будете работать месяцами, ничего не зарабатывая. Если все эти месяцы вы тратите на вылизывание первой версии, вы крайне неэффективно тратите свои средства. Первая версия демонстрирует публике концепцию. А кроме того, со всем уважением, но новый продукт, если он не изобретение, а улучшение существующего - это всегда клон. А у клона всегда есть оригинал. И он работает. Система с номером 1.0 должна быть работоспособна, делать то, что должна, но не больше. Если это программа для низа пирамиды и если повезло угадать, то она даже принесёт какие-то деньги. Но это всегда куда как меньше, чем ожидалось. Первые по-настоящему приличные деньги может принести версия 2.0 А чтобы до неё дожить, нужно иметь одно из двух:
- Богатых учредителей, которые могут подождать до оттачивания концепции по результатам продаж первой версии
- Понимание необходимости экономии на лишнем качестве.
10 лет назад та организация не смогла понять, что мы предлагаем то, что никто не в состоянии оценить: хватило бы и половины усилий, а сэкономленные деньги можно было бы пустить на рекламу. Не повторяйте этой ошибки. Не прикладывайте сверхусилий, если не можете себе этого позволить.
Комментариев нет:
Отправить комментарий